Консультация для воспитателей
«Музыкальная предметно - развивающая среда ДОУ»
Развивающая среда детства - это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полного становления личности.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое, появляется апатия, агрессия.
Известно, что музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием . Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических игр, демонстрационного материала, атрибутов. Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места(раздевалку, спальню). Например для хранения шумового оркестра, в который входят колокольчики, погремушки, маракасы , деревянные палочки, металлофоны, бубны, шарманки, ложки, можно использовать «музыкальные лукошки». В них можно переносить и инструменты, и платочки, ленточки для импровизационных танцев и игр.
Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие. Воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний,навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь, слушать музыку.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему. Развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.
Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов. Создать их можно с привлечением родителей. Так детский сад будет своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
* При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 2. разнообразие оборудования
3. учёт возрастных особенностей детей
4. эстетическое оформление музыкальной зоны и находящихся там
5. возможность переноса оборудования в другие места
*Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. материал для творческих сюжетно-ролевых игр- мягкие игрушки. Иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и.т.п. ( бутафорские музыкальные инструменты предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
2. детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования с хроматическим и диатоническим рядом ( пианино, металлофон, аккордеон,флейта).
3. музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото,музыкальная лесенка, карточки на определение настроения музыки. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей.
4. аудиовизуальные пособия: фонограммы, аудиокассеты, диски. |